Все мы чаще или реже смотрим
телевизор. Кто-то предпочитает информационные телеканалы, кто-то
фильмовые или развлекательные, а кто-то познавательные. В любом случае
чем больше выбор, тем лучше.
Сегодня tv.tut.by беседует
с Петром Станкевичем, директором компании «БЕЛВИАСАТ». Компании,
которая является исключительным правообладателем ретрансляции
телеканалов группы «VIASAT» в Беларуси (TV1000, Explorer, History, Sport
и др.). А также учредителем и производителем белорусского телеканала
«+TV».
— В каком году появилась компания
«Белвиасат»?
— Компания «БЕЛВИАСАТ» появилась в конце
2004 года и с января 2005 года начала оперативно работать на рынке
контента платного телевидения в кабельных сетях Беларуси.
–
Какие телеканалы среди фильмовых, познавательных или спортивных
пользуются большим спросом у зрителей, а какие – меньшим?
—
У каждого телеканала своя аудитория и, я бы сказал, свой зритель,
отличающийся по образованию, по уровню жизни. Но если все же обобщить,
то в первую очередь зрителями востребованы фильмовые телеканалы.
Особенно хорошие рейтинги имеют телеканалы «TV1000 Action», «ТВ1000
Русское Кино» и, конечно же, классический «TV1000». Далее идут
спортивные и познавательные каналы: «Viasat Sport», «Viasat History»,
«Viasat Explorer». Тут часто рейтинг канала зависит от сезона, наличия
той или иной спортивной трансляции или цикла программ.
—
Сколько на сегодня операторов в Беларуси (можно в процентном
соотношении) транслируют Ваши телеканалы?
– Из 136
операторов КТВ (реально работает около 116 операторов) мы имеем договора
на трансляцию наших телеканалов с 84 операторами.
—
Почему некоторые операторы не хотят транслировать телеканалы «VIASAT»,
несмотря на то, что они пользуются достаточно большим спросом у
телезрителей?
— Я бы поставил вопрос по-другому: «Почему
компания «Белвиасат» не работает с некоторыми операторами? Мы не
работаем с теми, кто нас обманывает по количеству абонентов, кто не
платит вовремя, кто не выполняет условия договора. Вот с такими
«чудо-операторами» мы не работаем и не будем работать. Кабельное
телевидение – это бизнес. А любой бизнес – это улица с двусторонним
движением. И обеим сторонам должно быть выгодно. А тот, кто занижает
отчеты по абонентам, тот, мягко говоря, занимается хищением. Со своих
абонентов (телезрителей) эти операторы вовремя и аккуратно собирают
деньги и, если что, то и отключают от услуги кабельного ТВ. Так почему
во взаимоотношении с правообладателями появляются некие «робингудовские»
нотки: отнять у богатого и отдать бедному? Ведь все равно бедному
ничего не отдают. На нем зарабатывают по полной программе на трансляции
качественных и популярных телеканалов. Я считаю, все должно быть честно и
взаимовыгодно.
— Как Вы оцениваете рынок платного
телевидения в Беларуси в целом? Сколько всего домохозяйств пользуются
услугами платного ТВ (кабельного, эфирного, IPTV)?
—
Здесь есть разные и часто противоречивые оценки рынка. Если смотреть по
отчетам операторов кабельного ТВ, то он меньше миллиона квартир, если
по проверочным данным и реальному сектору кабельного ТВ – то наша оценка
на уровне от 1,5 до 1,8 миллиона квартир. Что касается населения,
которое смотрит эфирное ТВ, то здесь есть точные данные Минсвязи и
БРТПЦ. Мы не работаем в секторе эфирного ТВ и не занимались своей
оценкой данного сегмента рынка.
— В сравнении со странами-соседями
(Украина, Россия, Польша, Литва…) мы сильно отстаем на Ваш взгляд?
— В развитии кабельного ТВ? Нет, не согласен. Кабельные сети
белорусских операторов не хуже, чем у наших соседей. По проникновению –
возможно. В Польше и Литве закабелированы даже деревни. А в России есть
целые города, где нет кабельных сетей. Так что везде своя картина.
Вот в области DTH (спутниковых платформ) мы реально отстаем. В
России уже работает НТВ+, «Триколор», «Радуга ТВ», «Платформа HD»,
«Viva» (бывший «Орион Экспресс») и другие операторы. В Прибалтике по
одной платформе «VIASAT». В Украине уже четыре платформы: «НТВ+
Украина», «Поверхность+», «Vision» и новая «MyTV». В Польше – три. И
только у нас ничего подобного нет. Вот и приходится «счастливым»
белорусским владельцам спутниковых систем оплачивать «серые» схемы за
прием платформы сопредельных стран. А по самым грубым оценкам экспертов –
индивидуальных установок в Беларуси уже более полумиллиона.
—
Как сказался кризис на отрасли платного ТВ в мире в целом и в Беларуси в
частности? По оценкам «J-son & Partners Consulting», абонентская
база пользователей услуг платного ТВ в России выросла более чем на 15 %
за год. А как у нас?
— У нас ежегодный прирост базы абонентов
кабельного ТВ где-то на уровне 5-7 %, и это нормально. Вот прирост новой
услуги IPTV от «Белтелекома» составил за 2009 год десятки раз. И это
следствие правильной маркетинговой политики, грамотных пакетов и
разумного уровня цен. И в 2010 году количество подписчиков IPTV у
«Белтелекома» будет, я думаю, только расти.
— Недавно
компания «БЕЛВИАСАТ» начала продавать рекламное время на некоторых
телеканалах (TV1000, Explorer, History). Это тоже отголосок кризиса?
Абонентов это не будет раздражать?
— Нет, продажа
рекламного времени – это не отголосок кризиса. Это еще докризисная
поэтапная стратегия, которая воплощается в жизнь. Рекламные блоки стоят
между фильмами и не будут никого раздражать. Ведь у наших конкурентов
реклама идет уже по три-четыре года и ни у кого отторжения не вызвала.
— Как Вы считаете, когда большинство операторов перейдет на
цифровое вещание? И еще более интересно, когда, наконец, в Беларуси
будет востребовано HDTV (телевидение высокой четкости)?
—
Переход на «цифру» неизбежен. Вопрос «Когда»? Сейчас переход на
цифровое вещание, особенно в КТВ, не нужен никому: ни каналам, ни
абонентам, ни операторам. Я считаю, что лучше немного подождать. Еще
мало абонентских телевизоров, готовых принимать «цифру», SetTopBox’ы еще
дороги и не идеальны. Аналоговые кабельные сети – основной кормилец
оператора КТВ. Надо подождать. Время работает на нас. Технологии
развиваются, оборудование дешевеет. Зачем закупать сегодня дорого то,
что завтра будет несовременным, а аналоги будут более продвинутые и
дешевые? Сколько процентов населения готово смотреть «цифру»? Как
показывает опыт белорусских операторов КТВ, уже внедривших цифровое
вещание – не более 8-10 %. А сколько сделано вложений?
С
HDTV все еще хуже. Как показали опросы и практика – не более 3 %
подписчиков, кабельных абонентов, готовы стать пользователями данной
услуги. Те богатые люди, которые имеют HDTV телевизоры, уже давно
пользуются HDTV платформой со спутника.
— Какие планы у
компании «VIASAT» на 2010 год? Появятся ли в ближайшее время новые
телеканалы?
— Да, к лету на платформе «VIASAT» для
трансляции в кабельных сетях Беларуси появятся два новых канала. Это
собственный «виасатовский» продукт – телеканал о фауне и флоре «NATURE»
(ПРИРОДА) и совместный проект с немецкой компанией «Da Vinci Media GmbH»
– новый познавательный канал «DA Vinci». Я уверен, что данные каналы
будут востребованы телезрителями и достойно пополнят линейку
«виасатовских» телеканалов в белорусских кабельных сетях.
—
Расскажите нам подробнее о проекте телеканала «+TV».
—
Семейный развлекательный телеканал «+TV» – это абсолютно уникальный
белорусский телевизионный проект, который создан для нашего любимого
телезрителя и ориентирован на всех членов семьи. Наш слоган: «+TV» –
твое семейное телевидение». Мы уверены в успехе нашего телеканала.
Каждый член семьи от пионера до пенсионера сможет найти и полюбить
фильмы, программы, сериалы на свой вкус.
— Много ли было
трудностей при создании и запуске целого телеканала?
—
Так как это дело было для нас абсолютно новое – создать первый частный
белорусский спутниковый телеканал, транслирующий свой продукт на спутник
из Беларуси, пришлось многое сделать впервые. А все, что делается
впервые, неоднозначно воспринимается. На весь старт от задумки до
вещания ушло 2,5 года! Тестовое вещание мы начали 9 июня 2009 года, а на
постоянное регулярное вещание перешли 12 января 2010 года.
Создана
уникальная для Беларуси техническая платформа, которая позволяет вещать
до 8-10 телеканалов на спутник, собрана профессиональная команда,
работающая в едином порыве. Мы уверены, что можем сделать, и сделаем
многое для популяризации нашей страны в мировом медийном пространстве. И
огромное спасибо людям, которые помогли состояться данному проекту:
сотрудникам Министерства информации, Министерства связи и
информатизации, РУП «Белтелеком». Без их поддержки, добрых слов и помощи
данный проект просто мог бы не состояться. Иногда у меня просто
опускались руки…
— Почему был выбран спутник «Sirius» для
трансляции «+TV»?
— Данный спутник очень удобен по своему
расположению для приема в Беларуси, и уже сегодня на него сориентировано
более 300000 индивидуальных антенн и каждый кабельный оператор. У него
есть зарезервированная под наш «белорусский луч» транспондерная емкость и
очень хорошая энергетика. В самое ближайшее время мы планируем
«поднять» новый белорусский детский телеканал рядом с нашим «плюсиком». А
в будущем, при положительном развитии событий, с данного транспондера
будут вещать до 8 белорусских телевизионных каналов.
—
Чем будете отличаться от конкурентов? Чем удивите зрителей?
—
Надеемся, что от конкурентов будем отличаться тем, что сможем
представить сбалансированную программу телепередач, интересные программы
собственного производства и постараемся быть первым телеканалом в
республике, где будут полностью воплощены принципы социально
ответственного телевидения.
— Будет ли «+TV» со временем доступен в
цифровом бесплатном эфирном пакете (DVB-T)?
— Мы будем
работать над данным вопросом. Но пока из-за высокой стоимости по данной
услуге и наших высоких затрат по проекту мы не планируем DVB-T вещание.
— Спасибо за интервью!
— Спасибо Вам! Приятных Вам и Вашим
читателям просмотров нашего телеканала.
СПРАВКА
Группа
компаний «БЕЛВИАСАТ» включает в себя ряд компаний: «БЕЛВИАСАТ»,
«БЕЛВИАСАТ – контент» и «Белвиасат — пресс». Все компании работают в
едином производственно-хозяйственном комплексе.
Компания
«БЕЛВИАСАТ» является учредителем телеканала «+TV» и осуществляет
функции редакции по созданию и вещанию данного белорусского спутникового
телеканала.
«БЕЛВИАСАТ – контент» является
контент-провайдером каналов группы «VIASAT» и производственной площадкой
для создания программ собственного производства и закупке контента. За
сезон 2009-2010 произведено более 100 программ в 4 цикловых
направлениях. На данный момент осуществляются съемки полнометражного
исторического документального фильма «Березина 1812 год».
«Белвиасат
– пресс» — компания, которая является учредителем печатного СМИ
«Телегазета» и нового создающегося детского белорусского телеканала
«Радость моя».
ДОСЬЕ
Станкевич Петр
Петрович. Родился в 1971 г. в
Минске. Образование: высшее
техническое. Женат. Воспитывает
двух сыновей.
Карьера:
1993-1994 гг. –
начальник отдела ПКФ «Сэлмон» — организации, являющейся первым
поставщиком телефильмов и телесериалов на белорусский рынок
теледистрибьюции. 1994-1995 гг. –
заместитель генерального директора ООО «Телерадиокомпания ММ4»,
работающей на «8 ТВК» в г. Минске. 1995-1996 гг. – исполнительный директор общественного
объединения «Белорусская Ассоциация Негосударственного Телевидения». 1996-1997 гг. – корреспондент, а с февраля
1997 года — руководитель белорусского бюро информации МНВК «ТВ6 Москва»
в Беларуси. 1997-1998 гг. –
корреспондент ОАО «Телекомпания ТВ — Центр» в Беларуси. 1996-1998 гг. – генеральный директор ОАО
«Национальная телерадиокомпания БЕЛТВ». 1998-2005гг. – председатель правления общественного
объединения «Белорусская телевизионная ассоциация» (БЕТА). 2004-2005 гг. – заместитель генерального
продюсера телеканала «Беларусь ТВ» Белтелерадиокомпании. С 2006 гг. – по настоящее время – директор
группы компаний «БЕЛВИАСАТ».
Беседовал Владимир Якуш
|